Курс Доллара к рублю на сегодня 00.0000
Курс Евро к рублю на сегодня 00.0000
Регистрация Войти
Вход на сайт

Главные новости
» » Уголовное дело эвенка-охотника может стать началом запрета на ведение традиционного образа жизни коренных народов Севера

Уголовное дело эвенка-охотника может стать началом запрета на ведение традиционного образа жизни коренных народов Севера

13-09-2021, 22:49
Комментариев: 0
Версия для печати
В продолжение публикаций сетевого издания «Тайгапост» «В Якутии хотят судить эвенка за охоту, без которой он жить не может» от 12.02.2021г. и «Тайные мотивы уголовного дела охотника-эвенка» от 15.02.2021г.

МВД по Якутии 15.02.2021г. прокомментировало данные публикации: «К делу алданского охотника-эвенка привлекут экспертов в области традиционного образа жизни – МВД по Якутии». В ведомстве дали понять, что не уверены в его виновности.

С марта 2020 года мой муж Пахомов Степан Егорович – эвенк, коренной житель Беллетского эвенкийского национального наслега Алданского района РС (Я), является фигурантом уголовного дела по статье 258 УК РФ «Незаконная охота».

За это время сменился не один следователь. Два раза следователи выносили постановления о прекращении уголовного преследования. И оба раза прокуратура Алданского района выносила решение отменить постановления следователей о прекращении уголовного преследования.

Степан – потомственный оленевод и охотник, временно не работающий. Эти земли – его малая родина, исторически является территорией традиционного проживания и хозяйственной деятельности семьи Павловых-Пахомовых. Здесь жили его предки. Он родился там и вырос, работал оленеводом, охотился. По решению районных властей территория родовых земель Павловых-Пахомовых была разграничена. Большая часть перешла в земли общего пользования района. Это было сделано из-за приоритета в золотодобыче, резерва для недропользования. Недалеко от места охоты Степана находится оленеводческое стадо ОАО «Хатыстыр», где живет его родная сестра и племянники, куда он постоянно ездит. Он не только живет и охотится на территории родного стада, но и помогает оленеводам в уходе и присмотре за оленями.

За Степана заступились народный депутат Ил Тумэн РС (Я) Елена Голомарева, экс-уполномоченный по правам КМНС в РС (Я) Лена Иванова, первый вице-президент АКМНС РС (Я) Любовь Христофорова, депутат Государственной Думы РФ Федот Тумусов, президент Ассоциации КМНС и ДВ РФ, сенатор РФ Григорий Ледков, уполномоченный по правам человека в РС (Я) Сардана Гурьева, вновь назначенный уполномоченный по правам в КМНС РС (Я) Константин Роббек.

Но позиция прокуратуры непреклонна. Главный довод – охота на общедоступных охотничьих угодьях Алданского района, не имея соответствующего разрешения на добычу лося. Кроме того, считают, что Степан не ведёт традиционный образ жизни.

После резонансных публикаций в «Тайгапост» в феврале 2021 года, МВД привлекло экспертов из Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Приведу выдержки из экспертного заключения Исх. № 297/7-01-1614/207 от 07 апреля 2021 года:

«В целях соблюдения прав коренных малочисленных народов Севера и сохранения их самобытной культуры, согласно законодательству, могут создаваться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Однако этими территориями не исчерпывается перечень земель, которыми коренные малочисленные народы РФ могут пользоваться для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ».

«Способы жизнеобеспечения малочисленных народов - это, по сути, способы сохранения и поддержания жизни (включая питание) этнической группы, сообщества. В экстремальных климатических условиях Якутии коренные малочисленные народы Севера в ходе многовекового развития выработали и сохранили такие формы жизнеобеспечения, как охота, рыболовство, собирательство, оленеводство и т.д.».

«В целом, традиционный образ жизни малочисленных народов следует понимать шире, а не только как профессиональное занятие традиционными видами хозяйствования, т.е. под традиционным образом жизни следует понимать и периодическое занятие традиционными видами традиционной хозяйственной деятельности вне зависимости от основной трудовой деятельности. … т.е. подразумевается, что человек может быть занят на любой другой работе (дизелист, учитель и т.д.) или быть пенсионером, безработным, т.д., и при этом вести традиционный образ жизни».

«… на представителей коренных малочисленных народов Севера, даже если они занимаются иной деятельностью и имеют доходы (вальщики леса, проводники, работники предприятий, пенсионеры и т.д.) распространяются нормы федерального законодательства, защищающие права коренных малочисленных народов Севера».

«Исторически вся территория Алданского района вплоть до 1930-х годов являлась местом традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Хозяйственная деятельность эвенков непосредственно была сопряжена с кочевым образом жизни и охватывала значительные территории. … территория Алданского района является исконной средой обитания эвенков, исторически сложившимся ареалом, где они осуществляли и осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который оказывает влияние на их самоидентификацию и образ жизни».

«При создании Беллетского эвенкийского национального наслега и национального наслега Анамы не вся территория традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера была включена в их состав, т.к. часть исконных территорий попадали в границы других вновь образованных административных образований Алданского района (ранее Тимптонского района)».

«Исходя из вышесказанного, территория (участок местности), на которой С.Е. Пахомовым произведена охота, является территорией исторического расселения эвенков».

Таким образом, Степан охотился на территории исторического расселения предков, которой коренные малочисленные народы РФ могут пользоваться для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами. И его периодическое занятие традиционными видами традиционной хозяйственной деятельности вне зависимости от основной трудовой деятельности относится к традиционному образу жизни коренных малочисленных народов Севера. Всё предельно ясно!

Но и это не изменило непреклонную позицию прокуратуры.

С 5 мая 2021 года дело ведёт старший следователь СО ОМВД России по Алданскому району, старший лейтенант юстиции Кирпичникова (Черепанова) Кристина Сергеевна. При первом же телефонном разговоре стало понятно предвзятое отношение к нам с мужем, которое впоследствии она постоянно проявляла.

30 июня 2021 года в 10 ч Степана увезли в отдел полиции Алдана и продержали до 21 ч в ожидании следователя, которая как потом я выяснила по телефону, была в г. Нерюнгри. 11 часов без еды и питья, без права выйти на свежий воздух, отказали в получении медицинской помощи, унижали человеческое достоинство!

2 июля 2021 года я написала жалобу на неправомерные действия Кирпичниковой К.С. и сотрудников полиции Уполномоченному по правам человека в РС (Я) Гурьевой С.М., Уполномоченному по правам КМНС в РС (Я) Роббек К.В., И.о. прокурора РС (Я) Иванову А.Л.

9 июля 2021 года пожаловалась Генеральному прокурору РФ Краснову И.В. и прокурору РС (Я) Попову М.Н. На данный момент получены ответы от всех адресатов. Проверка МВД по РС (Я) частично подтвердила мои доводы: процессуальные документы не переведены на якутский язык и не вручены под расписку обвиняемому, ознакомление с материалами уголовного дела обвиняемого Пахомова С.Е. следователем произведено в отсутствии переводчика. Никаких мер в отношении указанных лиц не приняты!

8 сентября 2021 года от имени мужа повторно отправила в Следственный комитет РС (Я) заявление от 6 августа 2021 года о превышении должностных полномочий старшего следователя СО ОМВД России по Алданскому району, старшего лейтенанта юстиции Кирпичниковой К.С. Подтвердили, что начали проверку.

Сегодня, 13 сентября 2021 года, Степан был вызван для ознакомления с материалами уголовного дела, чтобы потом направить прокурору с обвинительным заключением. Представьте, какой большой объем материала уголовного дела накопился с марта 2020 года! В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 УПК РФ «Обязательное участие защитника»: «Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведётся производство по уголовному делу». 9 сентября 2021 года защитник по соглашению Попов Анатолий Поликарпович ходатайствовал перед следователем о переносе данного действия на 15 или 16 сентября 2021 года, что следователь проигнорировала. Степан сегодня письменно попросил об этом же и получил отказ. После того, как Степан отказался читать документы дела и подписывать какие-либо бумаги, следователь пришла в ярость и наговорила лишнего и личного.

Кто-нибудь может остановить этот беспредел?!

По данным Федеральной службы государственной статистики по РС (Я) на 1 января 2020 года в Алданском районе проживает 39 149 человек. В местах компактного проживания коренных народов Алданского района, в двух национальных наслегах - Анамы и Беллет, проживает около 3000 человек, что составляет около 8% от общего количества населения района. Население наслегов, в основном, ведет традиционный образ жизни с характерной для него охотничье-оленеводческой культурой – пастьбой оленей, охотой, рыболовством, собирательством. Для многих мужчин охота является единственным источником пропитания и дохода.

Полицейские Алдана считают, что охотиться эвенкам можно только в окрестностях села Хатыстыр, где официально закреплена территория традиционного природопользования и где все прописаны. Но земли родовых общин и ОАО «Хатыстыр» тоже находятся вне данной территории! Получается, правоохранители хотят вытеснить эвенков с исконных земель обитания и заключить в резервацию как для индейцев в США, Канаде и Южной Америке?!

Обвинительное решение в отношении Пахомова Степана может стать началом запрета на ведение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера вне территории наслега не только в Алданском районе. Это касается каждого из представителей КМНС в России! Если проиграет Пахомов С.Е., это будет судебной практикой, и каждый оленевод, охотник, представитель КМНС окажется в зоне риска!

Ирина Спиридонова (Пахомова),
с. Хатыстыр (Алдан) – г. Нерюнгри
© Ассоциация КМНС Республика Саха (Якутия)
Источник: sakhaday.ru

Уголовное дело эвенка-охотника может стать началом запрета на ведение традиционного образа жизни коренных народов Севера
Не нравится
0
Нравится
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.