Оползень, перекрывший дорогу Мирный-Ленск в Якутии, состоит из песка, который остался после промывки пород и извлечения алмазов из россыпного месторождения, песок был законсервирован для повторной перемывки и поиска драгоценных камней в дальнейшем, сообщает пресс-служба министерства промышленности Якутии.
Напомним, в результате движения песков вечером 28 ноября была перекрыта автомобильная трасса республиканского значения Мирный - Ленск в районе второго километра от города Мирного в сторону города Ленска. Кроме того, были повреждены опоры ВЛ-10, от которой запитан ряд технологических объектов компании и одно садово-огородническое товарищество на 4 км трассы Мирный - Ленск.
На выездном заседании Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности было отмечено, что ранее, при отработке россыпного месторождения "Водораздельные галечники", алмазоносные пески обогащались на обогатительной фабрике №5 и затем складировались на хвостохранилище, согласно разработанному проекту.
Обогащение песков на 5-й фабрике происходило без использования химических реагентов путем механической промывки их водой. Обогатительная фабрика №5 и данное хвостохранилище не эксплуатировались с октября 2004 года, в 2005 году фабрика была демонтирована, хвостохранилище ликвидировано в 2010 году по специально разработанному проекту.
При этом, извлечение алмазов на 5-й фабрике, построенной в начале 60-х годов ХХ века, достигало 88% содержащихся в песках алмазов. В дальнейшем, с учётом появления новых технологий, возникла возможность более глубокого извлечения алмазов на существующей обогатительной фабрике №3 Мирнинского ГОКа, в связи с чем на месте складирования промытых песков были проведены геологоразведочные работы, разработана соответствующая техническая документация и данные складированные пески были переведены в разряд техногенного месторождения с целью дальнейшей его отработки и повторной перемывки песков.
Именно эти пески с техногенного месторождения оказались перенасыщены влагой и при замерзании вмещающих пород, были выдавлены вниз по рельефу, в результате чего перекрыли часть автодороги дороги протяженностью 70-100 метров. Пески "перешли" через дорогу и остановились в 20-30 метрах за ней, в настоящее время их подвижность не фиксируется. До ближайшей реки Ирелях от этого места ещё более 1 км.
Экологической опасности в том, что мокрый песок сдвинулся на несколько сот метров, нет, это подтвердили в том числе результаты постоянного мониторинга, проводимого подразделениями Минохраны природы Якутии.
Основная проблема была связана с нарушением движения транспорта по республиканской трассе. Но сейчас "АЛРОСА" уже отсыпала объезды заваленного участка, движение идет без ограничений, ходят маршрутные автобусы и другой автотранспорт.
В результате схода песков были оставлены без электроснабжения некоторые промышленные объекты, сейчас электроснабжение там осуществляется от ДЭС. "ЗЭС" ОАО "Якутскэнерго" делают переподключение в обход заваленной территории по другой схеме и в ближайшие сутки эта работа будет завершена.
Маркшейдеры ПАО "АЛРОСА" ведут съемку места перекрытия песками трассы, предварительная версия случившегося - поднятие вечной мерзлоты и выдавливание сырых песков. Объём выдавленных песков определяется, будут приняты все по устранению последствий. Кроме того, в рамках этих мероприятий выйдет Приказ Минпрома РС(Я) и "Ростехнадзора" о внеплановой проверке подобных объектов, существующих в Республике Саха (Якутия).
Источник: Yakutsk.ru