
Золото и алмазы во все времена являлись предметами, привлекающими особое внимание преступности, как в Якутии, так за пределами республики и даже страны. При этом хищение драгоценных металлов и камней наносит сильный удар по экономике государства. О том, как проводится работа по пресечению незаконного оборота золота и алмазов мы поговорили с заместителем начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Саха (Якутия) Гаврилом Тарабукиным.
-Гаврил Николаевич, насколько нам известно, вы работали в упраздненном в настоящее время органе УНОДМиК при МВД по Республике Саха (Якутия).
-Да. Управление по незаконному обороту драгоценных металлов и камней было создано благодаря поддержке первого президента Михаила Николаева. Он требовал от нас, чтобы мы не допускали и пресекали хищения, и вел такую политику, чтобы минимизировать кражу ресурсов нашей родины. Тогда это было единственное Управление по всей России, и оно находилось в нашей республике.
-Расскажите о специфике вашей работы. В чем её особенности?
-Мы имеем дело со скрытной преступностью. Ведь нельзя просто так наобум идти изымать. Надо искать индивидуальный подход к людям, а значит быть тонким психологом. Дальше в ход идет оперская смекалка, которая зависит от опыта. Если об остальных преступлениях можно узнать, когда кто-то напишет заявление в полицию, то у нас такого не бывает. Оперативник по борьбе с экономическими преступлениями должен сам находить факты преступления и докапываться до истины.
Преступники далеко не дураки. Они хитрые, придумывают интересные комбинации, чтобы отвести от себя подозрение.
-Как обстоит ситуация в настоящее время по Якутии?
-У нас работы хватает. Золото изымается часто. Но «хищники» и «скупщики» всё равно не останавливаются. Однажды в Оймяконском районе мы произвели крупное изъятие - 57 кг золота. Предприятие, имеющее лицензию, занималось добычей золота не только на своем участке, но и за его пределами. Дело ушло в суд.
Не думайте, что мы просто сидим в кабинете и ждем информацию. У нас зачастую опасная работа. В 2005 году в Оленекском районе на реке Улахан-Муна мы провели задержание одного «хищника». При нем было огнестрельное оружие, которым он отстреливался. На место мы выезжали на вертолете вместе с нашим начальником, легендарным опером Геннадием Алексеевым. На след преступника нас вывела служебная собака. Злоумышленник очень широко расположился. У него была своя вездеходная техника, и даже мини-завод. Еще он имел военную вездеходную технику на гусеницах. Я заранее незаметно сломал у него движок, чтобы он не смог сбежать.
-Он сам всё это привез?
-Не мог он один. Там, скорее всего, работала организованная группа. Ведь там были бульдозера, осадочные станки, где промывали грунты. Преступник - уроженец Хабаровского края, жил в Мирнинском районе и промышлял такими «темными» делами. Незаконно добывал и сбывал алмазы. Об этом не знала даже его семья – жена и дочь.
-Вы говорите, что у него было оружие. Он стрелял?
-Да, он умел обращаться с оружием. После того, как его поймали, он бросил в сердцах: «Жалко, что у меня патронов было мало. А то мог бы всех на месте положить». На задержании нас было пятеро, а он отстреливался автоматом Калашникова.
Он умудрился незаконно провести оружие с центральной России к нам республику в мешке с мукой, где спрятал автомат. В муке он был незаметен, да и внутрь мешка никто не стал бы заглядывать.
Также он стрелял в геологов, работавших в Оленекском районе. Однажды он пришел к ним и похвастался добытыми камнями, а потом не досчитался одного алмаза. Сам случайно выронил и потерял, но почему-то решил, что его обворовали геологи. Это настолько его задело, что он вернулся к ним с ружьем и открыл стрельбу, чтобы с помощью угроз вернуть потерянный камень. Но не получилось, потому что у них его не было.
В итоге мы его задержали. Он взял всю вину на себя, так как, знал, что за групповое преступление срок больше. Его осудили на пять лет. Он отсидел, вышел и сейчас живет в Оймяконском районе.
- Мирный считается алмазной столицей республики. Как у них обстоит ситуация с незаконным оборотом?
-В Мирнинском районе в основном стоят фабрики, откуда очень трудно совершать хищения. Потому что там хорошая охрана. В свое время, когда мы только начали работать с ними, нашим Управлением была проведена серьезная профилактика. Были подготовлены специальные памятки о том, как следует охранять драгоценные камни. Раньше по нашей республике была единая инструкция, где были прописаны все мелочи, вплоть до того, как работник должен проходить на фабрику. Ему следовало полностью переодеваться в специальную одежду без карманов. После рабочего дня сотрудник должен на выходе сделать специальные упражнения, чтобы вытрясти из себя всё. Также обязательно полоскание рта. Если человек задумает похитить, то он и в своем теле спрячет. У нас был случай, когда одна женщина в себе провезла около пяти кг золота. С таким грузом она умудрилась вылететь из Якутска в Москву, где её и арестовали.
-Значит, в Мирнинском районе не бывает хищений?
-Почему же, бывает. В основном, воруют алмазы с фабрик. Там была целая организованная сеть. Злоумышленники знакомились с женщинами, работающими на фабриках и заводах. Начинали близко дружить, а потом и сожительствовать. Женщины полностью доверяли своим новым друзьям или кавалерам, а те в свою очередь их подговаривали приносить им алмазы с завода. Научили их, как это надо сделать. Кто-то из женщин заворачивал камни в целлофан, глотал и таким образом проносил мимо охраны, кто-то вставлял в зубные пломбы. Всех их, конечно, установили и осудили за преступление. Умеют злоумышленники придумывать красивые комбинации, над которыми нужно долго голову ломать. Бывало, что мы вели разработки до года или до двух лет.
-И каким образом злоумышленники ухищряются вывезти драгоценные камни и металл за пределы республики?
-Они могут делать это по-разному. Например, мы получаем информацию о хищении и ориентировку на машину, то когда останавливаем их на трассе, тщательно досматриваем. Они могут спрятать внутри стартера, внутри колес и шин, а в маленьких машинах – в передних бамперах. Нужно чуть ли не до винтиков разобрать машину, чтобы везде проверить и ничего не упустить.
Иногда преступники пользуются такими услугами, как перегон машин. Нанимают со стороны человека, чтобы он перегнал машину, допустим, из Якутии до Красноярска. Люди, желающие легко заработать, соглашаются, но они не знают, что внутри машины может быть спрятана партия незаконно добытых алмазов или золота.
Однажды мы поймали такую машину. Водитель не знал, что перевозит незаконный груз. При обыске машины мы изъяли 10 кг золота, аккуратно распределенного по всему транспорту. Позже этого мужчину, мы взяли «под своё крыло», помогли ему и его семье получить новые документы с новыми ФИО и отправили его на другое место жительства. Потому что его жизни угрожали - преступники хотели устранить ненужного свидетеля. Нам пришлось поменять его личность, чтобы защитить его.
-Чаще всего преступники бывают заезжими или всё же это местные жители?
-Даже из стран СНГ есть. По всей республике у нас немало рассыпных месторождений золота и алмазов. Поэтому нередко роль «хищников» выполняют местные жители, которые знают их точное местоположение. Или же злоумышленники стараются искать старых геологов или специалистов, которые раньше работали в сфере золото-алмазодобычи. Пожилые геологи сидят на пенсии, а жить на что-то надо, поэтому они идут ради денег на такие сомнительные сделки с «хищниками» или с организаторами преступных групп. Они подсказывают, где можно копать, а где нельзя, где можно что-то найти, а где только потратить время.
Было дело, когда мы обнаружили «хищников», которые разрабатывали месторождение алмазов в Оленекском районе. Они были работниками гидрометеослужбы. Когда их поймали, то они сразу признались, что добывали алмазы и за неделю намыли где-то около 50 кристаллов.
Сложней всего выходить на скупщиков. Ведь они никому не доверяют и стараются своими руками ничего не делать. Привлекают других людей. Поэтому попадаются третьи лица, обычные исполнители, а организаторы остаются в тени. В основном среди них работает клановая система. Либо полностью родственная связь, либо знакомые и земляки. Так, например, делали братья А. в Мирнинском районе. Они привлекали земляков и только проверенных людей. У них были четко распределены все роли. Все распланировано, продумано до мелочей и задействовано много людей. Не могу подробно рассказывать, чтобы не получилось пособие для начинающих «хищников».
-С какими проблемами сталкиваетесь в работе?
-С утечкой информации. Когда нам сообщают о хищении, то нужно, чтобы до злоумышленников не дошла информация, о том, что мы едем. Три года назад в Усть-Нере, когда мы изъяли 57 кг золота, то выезжали автономно, никого не предупреждая. Нам выделили машину «Урал», и мы поехали прямиком на участок, никуда по пути не заезжая. Провели двое суток в пути по бездорожью. Торопились, хотели застать врасплох. Заехали на участок неожиданно, там как раз «хищники» работали и никого не ожидали. Сразу всех поймали с поличным.
Информация – вещь сложная. С ней нужно уметь работать. Слухи – это слухи. Нужно проверять и перепроверять полученную информацию. Иногда бывают ложные донесения. Ведь преступники хитрят, не хотят, чтобы их поймали. Поэтому они отводят от себя подозрения, сливая своих конкурентов.
Пресс-служба МВД по Республике Саха (Якутия)